ПОЛИТЕ - все о политике в Украине » Аналитика » Сергей Толстов: "Решат ли президентские выборы главные проблемы страны?"

АналитикаСергей Толстов: "Решат ли президентские выборы главные проблемы страны?"

автор: Светлана Морозова | 30 сентября 2009 | Просмотров: 1528
СергейЕсли всерьез, постановка вопроса в такой плоскости совсем не риторична. Президентская избирательная кампания неофициально уже давно началась, однако до сих пор остается не ясным, о чем на самом деле спорят и что предлагают основные претенденты на главный пост в системе власти. Наблюдающаяся политическая риторика лишь уводит от ответа на вопрос, какие политические проблемы являются для современной Украины наиболее важными, и как их собираются решать основные политические игроки. Или же, все происходящее – не более, чем очередной эпизод ожесточенной борьбы за власть? Но если это так, украинскому обществу, как и всем проживающим в стране индивидуумам можно лишь посочувствовать. Очередные выборы, которые по традиции объявляются судьбоносными, не принесут ни более стабильных перспектив, ни решения экономических проблем, ни улучшения социального климата.
В целом можно констатировать, что основных проблем у Украины несколько, со своей их специфической иерархией. Едва ли не главная проблема – устойчивое конституирование Украины в качестве самодостаточного и гармоничного государства. Это в первую очередь проблема внутренняя, причем далеко не только политическая. По существу, на сегодняшний день в Украине не решены основные вопросы конституционного и государственного правового характера, которые позволяли бы обеспечить баланс интересов абсолютного большинства граждан.
Обратимся к классикам. Американский политолог Г. Моргентау считал условием стабильного существования любого общества относительный консенсус по базовым моральным принципам и социальным проблемам. Д. Растоу (1970 г.) сформулировал тезис о том, что для успешное демократическое развитие страны требует наличия двух предпосылок: урегулирования государственных границ и народной продержки «широкого» определения нации.
До тех пор, пока такая взаимоприемлемая модель политической нации не будет найдена и реализована, Украина как государственно-общественный организм будет наталкиваться на препятствия и хронические кризисы, ослабляющие государственность и не позволяющие сформировать общенациональную повестку дня решения политических и экономических задач. И только в том случае, если эти вопросы будут решены, Украина получит перспективу стать относительно нормальной европейской страной.
Устойчивое конституционно-правовое урегулирование проблемы власти, если оно будет обеспечено на принципах достижения максимального приближения к консенсусному решению, даст возможность переформатировать внутреннюю политику на общенациональной основе. Это будет преодоление сегментарного механизма мобилизации политической поддержки на выборах. Политика неизбежно вернется к стандартной системе координат, в которой присутствуют правые, левые и центристы. Лишь в таком случае в повестку дня вернутся вопросы о выборе модели развития, месте и роли в европейской системе, направленности социальной политики, характере отношений с соседями.
По своему характеру Украины – многокультурное общество. Основные внутренние различия являются не столько этническими, сколько социокультурными, что связано с вековым влиянием соседних культурно-цивилизационных систем.
При отсутствии достаточно широкого диапазона внутренней свободы, который будет обеспечивать возможность естественного сохранения и сосуществования таких различий, любая государственная политика сводится к той или иной форме политического давления или «цивилизационного перелома», как это происходит сейчас. Освободившись от этих установок, государственная власть получит возможность действовать как институт многосоставной политической нации, в которой социокультурные проблемы не являются фактором, определяющим мотивацию политической деятельности, и которые регулируются в основном на уровне региональных и местных органов власти.
По своей структуре Украина тяготеет к модели парламентской республики с достаточно развитыми формами местного и регионального самоуправления. Для того, чтобы такая модель могла быть реализована, необходимы последовательные политические реформы, которые позволят избирателям непосредственно влиять на состав парламентских фракций, а также повышение политической ответственности правительства. В этом смысле расширение прав областных советов и введение открытых региональных партийных списков вполне соответствуют задачам совершенствования и повышения эффективности политической системы. Любые переходные формы в этом смысле контрпродуктивны, поскольку помогают структурам власти избегать ответственности за результаты своей политики.
Что касается крайних вариантов, таких как революция или диктатура, при нынешнем состоянии общества они вряд ли вероятны. По крайней мере до тех пор, пока вся власть не будет сосредоточена в одних руках. Для революции нужна высокая мобилизация относительно сплоченных крупных социальных групп, чего уже нет и в обозримой перспективе не предвидится. Рабочий класс деградировал. Крестьянство малочисленно и разобщено.
Что касается диктатуры, для этого нужны как минимум эффективные и политически ангажированные силовые структуры, осознающие критическую необходимость изменения вектора развития страны, или же вериткально подчиненные авторитарному лидеру. Разумеется, коррумпированное руководство МВД обеспечивать диктатуру не станет, но оказать силовую поддержку определенному сегменту в рамках государственной власти вполне может. Поэтому даже если политический режим пойдет по пути ужесточения методов контроля и господства, эти явления до поры до времени будут иметь преимущественно скрытый, недекларируемый характер. Тем более, что региональные элиты на местах непосредственно отражают плюралистическую картину украинского общества, и это является одним из самых эффективных факторов, препятствующих установлению авторитарной власти.
Рационализацию конституционно-правовых основ Украины не стоит путать с предлагаемыми В.Ющенко, Ю.Тимошенко и другими политиками планами полной ревизии украинской конституции, включая возврат к президентской форме правления. Ни о каком решении реальных проблем страны в этом случае речь не идет. Полная перетасовка системы власти лишь вернет страну в конституционно неупорядоченное состояние начала 1990-х гг., позволяющее принимать абсолютно произвольные решения политического и экономического характера.
Нынешняя Украина существенно подвержена внешнему влиянию. Причем, это влияние активно используется украинскими политиками для искажения картины наиболее срочных внутриполитических задач и манипуляции общественным сознанием. Так, Запад под видом оранжевой революции, по сути, поддержал насаждение в Украине «прибалтийской матрицы» – модели закрытой гегемонии наиболее мобилизованной и активной политической и в то же время социокультурной группы (поскольку их социальные границы в основном совпадают). Текущие политические задачи в этом случае обеспечиваются в форме проведения вполне определенного внешнеполитического курса, ориентированного на разрыв отношений с Россией, обострение украинско-российских отношений и поддержку расширения и гегемонии НАТО. На внутренней стабильности и устойчивости украинского общества это отражается крайне негативно. Экономические последствия такой политики уже вполне очевидны. Что касается внутриполитических последствий, они, так или иначе, проявятся со временем.
Политика России в отношении Украины вообще трудно поддается прогнозированию. После многочисленных предупреждений со стороны Кремля и явных глупостей со стороны официального Киева российские власти применили в отношении Украины режим «наименьшего благоприятствования», включая режим поставок и транзита газа. В итоге, условия поставок и транзита для Украины стали худшими, чем условия для государств Балтии, Германии и ряда стран Центральной Европы. Разумеется, долго так продолжаться не может. Раньше или позже нынешние условия должны быть изменены в пользу интересов одной из сторон. Тем не менее, сам характер газовых контрактов, подписанных 19.01.2009 г. в Москве, объективно вынуждает любое руководство, которое находится или будет находиться у власти в Киеве, искать способы для их пересмотра, поскольку украинская экономика таких условий не выдержит. Спад экономики чуть ли не на 30% – явное тому свидетельство. Причем, кризисная нагрузка начинает действовать уже независимо от характера отношений двух стран. Просто клиент-покупатель окажется не в состоянии оплачивать поставки газа по базовой цене в $450 за тысячу кубометров, поскольку это не обеспечивает рентабельность украинской экономики.
Помимо газовой проблематики, в отношениях с Россией остается не решенными и политические проблемы. Для Украины как государственного субъекта крайне важно найти устойчивый формат отношений с Россией – как соседом, партнером, конкурентом и т. п. Перманентный конфликт явно разрушителен и бессмыслен. Но чем дальше, тем сложнее искать такой устойчивый компромисс, который позволил бы соблюсти баланс интересов сторон. Игры и амбиции в этом смысле не только не уместны, но и крайне опасны. Нынешнее кризисное состояние двусторонних отношений может обрести устойчивую инерцию. Если в 2002 - 2004 гг. можно было вести речь о целях и параметрах стратегического партнерства, то теперь было бы успехом хотя бы договориться о форме устойчивого сосуществования на основе ослабления напряженности и определения основных ограничителей, таких как статус Украины в системе европейской безопасности.
Возможно, речь может идти о возвращении к внеблоковому статусу, однако такой статус уже вряд ли признают страны НАТО. Постановка вопроса о нейтралитете будет неизбежно сопровождаться требованием о выводе российской базы ВМФ из Крыма. При всем при этом, уточняя внешнеполитическую платформу украинские власти должны будут обеспечивать и достижение понимания со стороны главных внешних партнеров, и обеспечивать политическое спокойствие внутри страны. Асимметричный нейтралитет действительно является объективной равнодействующей позиций различных партий и групп внутри страны. Тем не менее, для того, чтобы он был реализован, необходимо внешнее признание нейтрального статуса государства. Иными словами, украинский нейтралитет реально возможен лишь в результате договоренностей между Россией, США и странами ЕС, и только если такие договоренности будут закреплены в какой-либо договорной форме. Что касается иных форм участия в системе европейской безопасности, они зависят о климата в отношениях между США, ЕС и Россией. Причем надежды на то, что эти отношения приобретут гармоничный и устойчивый характер, весьма иллюзорны.
В отношениях Украины с Россией остается не ясным целый ряд вопросов, включая возможность последовательной нормализации условий и изменения характера отношений, включая энергетику. Разумеется, сама постановка вопроса в такой форме возмодна лишь в случае, если к власти в Киеве придут другие политические силы, которые откажутся от попыток разыгрывать в отношениях с Россией сценарий «холодной войны» и смогут опереться на относительно стабильную экономику.
Послание президента Д. Медведева в адрес В.Ющенко и его последующие заявления вроде бы содержат намек на возможность нормализации двусторонних отношений. Тем не менее, для того, чтобы этого добиться, понадобятся серьезные усилия. Если после избрания новой власти в Украине Кремль сохранит в отношении Киева тон ультиматумов, это вряд ли будет способствовать стабильности нового украинского политического руководства. В то же время, Украина как субъект международного взаимодействия сейчас настолько ослаблена, что занять сильную позицию в переговорах с Россией объективно вряд ли сможет. В этом плане ожидать позитивных перемен достаточно сложно, чем успешно пользуются противники нормализации украинско-российских отношений. Но каждая демонстративная и бессмысленная выходка со стороны активистов «холодной войны» будет иметь свою цену, главным образом для народа Украины, который будет вынужден оплатить счета за кураж профессиональных патриотов.
При этом остается не решенным и ряд реальных проблем, касающихся выполнения и уточнения условий базирования Черноморского Флота, территориального разграничения в Азовском море и Керченском проливе, демаркации границ и т. п. Поскольку межгосударственные отношения имеют свою логику, застой на переговорах будет раздражать любую государственную бюрократию независимо от того, какой политический режим находится у власти в Киеве.
Также весьма любопытна постановка вопроса о целесообразности и осмысленности действий украинских политиков и высших государственных чиновников. Как представляется, в течение последних лет все или почти все их действия правящих кругов определяются конъюнктурными соображениями, связанными с борьбой за власть, и в меньшей степени – лоббированием интересов отдельных сегментов экономики. Исключение представляет президент В.Ющенко, который действует по плану т. наз. «цивилизационного перелома». Во внутренних аспектах полностью отсутствует постановка вопроса о векторе и пути развития страны. Полностью отсутствуют осознанные решения, касающиеся модели экономики, путей ее эволюции, влияния государства на структурно-отраслевую перестройку, определения ресурсов, необходимых для решения задач государственного значения. Программа выхода из кризиса подменена меморандумом с МВФ.
Страна не вышла из фазы постсоветской трансформации и по-прежнему доедает остатки ресурсов советских времен. Модернизация отдельных предприятий картину существенно не меняет. Правительство не способно вести индикативное планирование и уклоняется от определения сроков выполнения тех или иных программ. В тех случаях, когда программы принимаются, сроки их выполнения не игнорируются. Одно из исключений – программа энергосбережения, которую в основном выполняют частные компании, которых ужалило повышение цен. Из объектов, по строительству которых в последнее время приняты централизованные решения, можно назвать разве что достройку двух энергоблоков на Хмельницкой АЭС.
Все перечисленное – не случайность. Причина наплевательского отношения правящего класса к судьбам страны – не только в сегрегации и хронической вражде различных групп политической элиты, но и в отсутствии альтернативного сегмента, представленного средним классом, который мог бы сформулировать концепцию национальных интересов, отличную от узкоэгоистических интересов отдельных бизнес-группировок. Причем эти бизнес-группы, которые формировались как национальный капитал в промышленности или компрадорский капитал в сегменте торгово-импортных операций, при первой возможности перерегистрируются на Западе (меняют прописку), где они держат деньги. Украина используется ими сугубо как территория первоначального накопления и извлечения прибыли. Но если это так – не стоить удивляться, почему в течение столь долгих лет в стране не удается преодолеть коррупцию, решить вопросы правовой реформы, передать полномочия органам местного самоуправления и обеспечить большинству граждан приемлемый жизненный уровень.
При более конструктивной постановке задач Украины как страны, общества и государства, во внутренней политике необходимо возобновление перспективы развития. Точно также, во внешней политике необходимо восстановление фактора национальных интересов. Без этого внешняя политика не может обеспечивать достижение выгод, что мы успешно наблюдаем в течение последних пяти лет. Хотя это выглядит как банальность, наверное все же стоит подчеркнуть, что при отсутствии целенаправленных усилий на уровне государственной власти стихийная эволюция слабой экономики в глобализированном мире может привести разве что на обочину, где новичков уже ожидают такие лидеры социального прогресса, как Сомали, Эфиопия, Эритрея, Гаити и Афганистан. Впрочем, при желании список можно продолжить …
Впрочем, похоже, круг замкнулся. Нынешние политики не станут заботиться о решении проблем страны, если общество не будет выдвигать к ним адекватных требований, и будет по-прежнему молчаливо терпеть их ложь, глупость, чванство и жадность.


Институт политического анализа и международных исследований,
Cергей Толстов
Сергей
 (голосов: 0)

Теги Толстов, выборы президента
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Другие новости по теме:
Информация:
Теги
Популярные новости
Пресс-релизы:
Немного рекламы
Наш опрос
Наши партнеры
Дизайн сайта