ПОЛИТЕ - все о политике в Украине » Мнения » От конфронтации к разрядке. Новые элементы в позиционировании НАТО

МненияОт конфронтации к разрядке. Новые элементы в позиционировании НАТО

автор: Александр Егоров | 10 октября 2009 | Просмотров: 1384
ОтВ НАТО не намерены провоцировать Россию на милитаризацию и консолидацию вокруг себя союзников по ОДКБ и ЕврАзЭС. Всем, кто не понял нового курса в отношениях с Россией, постараются популярно объяснить, что ситуация изменилась и прежние игры продолжат

В последние дни руководством НАТО был сделан ряд если не сенсационных, то, по крайней мере, любопытных заявлений, касающихся Грузии, Украины и России. Позиционирование НАТО становится более гибким и менее прямолинейным.

06.10 во время видео-моста с Москвой официальный представитель НАТО Дж.Аппатурай заявил, что НАТО поддержит Украину в ходе ее внутреннего реформирования с целью вступления в Альянс. Была подтверждена поддержка реформ «этих стран – Украины и Грузии, через различные комиссии».

Дж.Аппатурай напомнил, коммюнике Бухарестского саммита НАТО от 3 апреля 2008 г. содержит формулировку, что Украина и Грузия могут стать членами НАТО после того, как будут соответствовать стандартам Альянса и выразят соответствующее желание.

В тот же день (08.10) Генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен заявил, что публикация доклада ЕС о войне в Грузии не окажет негативного влияния на перспективы вступления Украины и Грузии в альянс. А.Ф.Расмуссен призвал Москву и Тбилиси смотреть в будущее и не предпринимать шаги, которые могут привели к росту напряженности в регионе. Относительно евроатлантических намерений Грузии и Украины А.Ф.Расмуссен твердо заверил, что «этот доклад не будет иметь никакого влияния на решения, которые уже были приняты в НАТО», в частности в рамках Бухарестского саммита НАТО.

Однако наиболее примечательным в заявлениях в А.Ф.Расмуссена стал тезис о том, что Россия не представляет опасности для стран Балтии или других членов альянса. Поэтому руководство НАТО не поддерживает позицию ряда восточноевропейских государств, заявляющих о «российских угрозах», особенно после проведения российских военных учений в Белоруссии.

Заявления А.Ф.Расмуссена прозвучали накануне его визита в Эстонию и были восприняты как предостережение лидерам прибалтийских государств и стран Восточной Европы от продолжения провокационной антироссийской риторики. В ответ на обращение политиков ряда стран Восточной Европы к Б.Обаме жестко отреагировать на «запугивания Москвы» и укрепить НАТО для противодействия России, Генеральный секретарь НАТО посоветовал убедить Москву в том, что альянс больше не представляет угрозы для России. По его словам, угроза для России исходит не с запада, а с юга.

А.Ф.Расмуссен не отрицает, что российскому руководству следует более аккуратно подходить к выбору места для проведения масштабных военных маневров, поскольку «такие учения могут вызвать беспокойство некоторых государств, а создание доверительных отношений очень важно для сотрудничества НАТО и России». Вместе с тем, А.Ф.Расмуссен подчеркивает, что «НАТО не против России. Отсюда возникает необходимость партнерства».

А.Ф.Расмуссен признал, что Москва демонстрирует свою заинтересованность в сотрудничестве, в частности в вопросах стабилизации обстановки в Афганистане, борьбы с терроризмом и распространением оружия массового уничтожения. «И даже в области противоракетной обороны есть общие интересы». Имеющиеся разногласия между Россией и НАТО в основном касаются вопроса расширения альянса и в трактовки ситуации, складывающейся вокруг Грузии. «Здесь мы следуем своим принципам. Но разногласия не должны заслонять собой общие интересы».

В этой связи напрашивается ряд выводов. Во-первых, тактика и риторика США и НАТО подверглись содержательной коррекции. Влияние НАТО будет реализовываться в форме расширения сотрудничества, а не в стиле нагнетания напряженности с применением методов «холодной войны», как это было при администрации Дж.Буша-младшего. В этом смысле призывы восточноевропейских политиков к США дать России «жесткий отпор» в ответ на неосуществленные Москвой агрессивные действия явно противоречат целям и задачам консолидации евроатлантического сообщества и сохранения его влияния в мире.

Во-вторых, США и НАТО не намерены уступать России сферу своего влияния и контроля в Центральной Восточной Европе, однако вынуждены взять паузу относительно расширения НАТО, а также ЕС (это касается решений о приеме в ЕС балканских стран). Разумеется, пауза в расширении НАТО тоже будет долгой. Если судить по условиям, зафиксированным в Годовой программе сотрудничества Украины с НАТО, она предполагает отсрочку расширения до вывода российского Черноморского Флота с территории Украины. Разумеется, если это произойдет до 28 мая 2017 г., и если к этому времени не будет предпринято иного политического решения.

В-третьих, тема российско-грузинской войны 2008 г. формально закрыта. Фактор России в европейской политике уже не может демонстративно игнорироваться, как это было при администрации Дж.Буша-младшего. НАТО заинтересовано в сотрудничестве по ряду вопросов (в первую очередь по Афганистану), что также мотивирует вынужденную необходимость возобновить более широкий диалог. Тем не менее, разногласия и расхождения сохраняются, также как и конкурентный характер отношений. Декларируя готовность к сотрудничеству и поддерживая с Россией регулярные отношения, США и НАТО смогут более активно влиять на официальных союзников по ОДКБ, включая Белоруссию, Армению, Казахстан, Узбекистан и Киргизстан, способствуя размыванию сферы приоритетного влияния России и способствуя возобновлению условий «геополитического плюрализма» в Центральной Азии.

Таким образом, провоцировать Россию на милитаризацию и консолидацию вокруг себя союзников по ОДКБ и ЕврАзЭС в НАТО сейчас не намерены. А тем, кто не понял нового курса в отношениях с Россией, постараются популярно объяснить, что ситуация изменилась и прежние игры продолжать не стоит.

В то же время, в условиях провальной кампании НАТО в Афганистане и иметь Россию в качестве оппонента становится делом убыточным. Проще нейтрализовать Москву, не давая повода для новых силовых акций по периметру российских границ, и тем временем поощрять как внутреннюю либерализацию, так и стремление Беларуси, Молдовы и стран Центральной Азии развивать автономные связи с США, ЕС и НАТО. То есть, в новых условиях НАТО использует правила игры многополярного мира.

Пока еще рано прогнозировать, чем закончится эта серия взаимной притирки и адаптации между Россией и Западом. В лучшем случае будут найдены новые формы сотрудничества и взаимодействия, позволяющие гармонизировать интересы сторон на условиях снижения напряженности и взаимного признания интересов безопасности. В худшем случае соперничество возобновится, но уже без таких драматических эксцессов, как прошлогодняя осетинская авантюра М.Саакашвили.

Нельзя не учитывать и таких обстоятельств, как членство России в «Большой восьмерке» и активизация переговоров в формате «Большой двадцатки». По крайней мере, в рамках этих неформальных структур их участники действительно обсуждают и пытаются решать вопросы глобального характера и значения.

И если на «высшем уровне» стороны придерживаются правил относительно нормального общения, демонстрируют ответственность за судьбы мира и ведут вполне серьезный диалог, то какой смысл на региональном уровне играть в игры благополучно ушедших в отставку политиков, которые, имея в своем распоряжении все доступные рычаги власти, сумели подвести мир к весьма опасной черте, за которой становится уже не столь важным, чьи аргументы казались более серьезными и убедительными.

От
Сергей Толстов,
директор Института политического анализа и международных исследований
 (голосов: 0)

Теги НАТО, Украина
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Другие новости по теме:
Информация:
Теги
Популярные новости
Пресс-релизы:
Немного рекламы
Наш опрос
Наши партнеры
Дизайн сайта