ПОЛИТЕ - все о политике в Украине » Мнения » Объективных причин для быстрого восстановления украинской экономики в 2010 году нет

МненияОбъективных причин для быстрого восстановления украинской экономики в 2010 году нет

автор: admin | 12 октября 2009 | Просмотров: 1675
ОбъективныхК началу итогового квартала 2009 года текущее состояние украинской экономики можно охарактеризовать как хрупкое и нестабильное, причем весомых аргументов, как для среднесрочного, так и долгосрочного оптимизма существует немного Для таких пессимистичных оценок существует целый ряд объективных причин, основными из которых являются - отсутствие системных антикризисных реформ и крайне энергоемкое производство, в результате чего большинство предприятий производственного сектора столкнутся с проблемой высокой стоимости природного газа уже в 2010-2011 годах. Отсутствие серьезных программ энергосбережения, устаревшие технологии и дорогой газ делают украинское производство неконкурентоспособным. Украина, которая в 1980-х опережала Польшу по всем макроэкономическим показателям, сегодня имеет в три раза меньший ВВП, чем у Польши, и при этом потребляет в несколько раз больше газа. Никакая цена на газ не волновала бы нас в настоящее время, если бы Украина еще 10-15 лет назад начала внедрять масштабные программы энергосбережения, как все это время делал практически весь цивилизованный мир. Из нынешнего кризиса большинство стран выйдут с новым технологическим укладом и новой конкурентной экономикой, тогда как Украина будет вынуждена пойти на банкротство большинства промышленных предприятий, которые создавались еще в 50-80-е годы прошлого века и характеризуются устаревшим производством третьего уклада, и в будущем станет ориентироваться в основном на развитие агропромышленного комплекса. На протяжении всего кризисного периода (а это уже более года) украинские банки с одной стороны не в состоянии, а с другой стороны и не желают в необходимых объемах кредитовать реальный сектор экономики, что не дает украинским товаропроизводителям достаточных ресурсных возможностей для нормальной модернизации и провоцирует дальнейшую макроэкономическую нестабильность в стране. Ситуация в украинской экономике усугубляется отчасти и из-за того, что по объективным и субъективным причинам профильные государственные институции продолжают откладывать решение накопившихся проблем системного характера либо до окончания проведения очередных президентских выборов, либо вообще на послекризисный период. Для продолжения сотрудничества с МВФ и получения очередного валютного транша в ноябре месяце, правительству и Национальному банку придется продолжать осуществлять реформы, предусмотренные программой сотрудничества с МВФ, что в преддверии президентских выборов в Украине премьер-министр по понятным причинам осуществлять не торопится. Чтобы пессимистические прогнозы, о которых так много говорят экономические эксперты, не оправдались, необходимо, как минимум обеспечить производственный сектор экономики относительно недорогими и длинными кредитными ресурсами, цивилизованным способом стимулировать производственный и потребительский спрос на украинскую продукцию и обязательно добиться в Украине хотя бы среднесрочной макроэкономической стабильности. В противном случае украинская экономика, находясь уже несколько кварталов в депрессивном состоянии, в 2010 году сможет показать совсем незначительные позитивные сдвиги, и в ближайшие три-четыре года будет иметь очень слабый потенциал, чтобы выйти на уровень прежних докризисных темпов своего развития. Несмотря на сокращение в первом полугодии украинского ВВП почти на 20% и ежемесячный рост бюджетного дефицита, который к концу года составит не менее 50 млрд.грн. (а с учетом финансирования Евро-2012, возврата депозитов по национализированным государством банкам, дополнительных средств, предполагаемых для выделения на рекапитализацию банковского сектора, может оказаться значительно большим), правительство отказывается пересмотреть не только госбюджет на текущий год, сбалансировав доходную и расходную часть, учитывая существующие экономические реалии, но и предлагает нереальный и несбалансированный госбюджет на 2010 год. При падении производства на 30%, уже согласованном между правительством и МВФ прогнозе сокращения ВВП в 2009 на уровне 14%, росте теневой экономики с 31% на начало года до 40% ВВП к его окончанию (по официальной методике Минэкономики) и свыше 50% - по экспертным оценкам, присутствуют объективные причины сокращения налоговых поступлений. Тем не менее, правительство отказывается идти на сокращение социально-бюджетных расходов и влезает в новые долги, более того "стимулирует" Нацбанк печатать необеспеченную гривню, что ведет к ее объективной девальвации. Украинские чиновники в последнее время все увереннее заявляют, что национальная экономика успешно справляется с кризисом и уже в следующем году сможет показать позитивную динамику, как по экономическому росту, так и по улучшению основных макроэкономических показателей (инфляция менее 10%, рост ВВП близкий к 4%, бюджетный дефицит не более 5%). При этом ситуация на валютном рынке будет стабилизирована, а курс доллара будет снижен до среднегодового уровня в 7,5 грн./$. Такие заявления необходимо оценивать достаточно сдержано, поскольку такой вариант развития экономической ситуации в Украине в 2010 году, с точки зрения вероятностного подхода, больше подходит не для реалистического, а для оптимистического сценария, вероятность которого составляет около 30%, и вполне может не реализоваться, также как и правительственный прогноз на 2009 году, когда ожидался рост ВВП на 0,4%, при инфляции в 9,5%. Более реалистичным выглядит экономический прогноз, при котором в следующем году среднегодовой курс доллара окажется в диапазоне 8-8,5 грн./1$. Рост ВВП в Украине действительно возможен в 3-5%, но не благодаря каким-то системным долгосрочным антикризисным мероприятиям, а из-за чрезвычайно низкой базы сравнения. Кроме того, в случае проведения сдержанной эмиссионной и долговой политики украинским правительством, реальный бюджетный дефицит к концу 2010 года окажется на уровне 6-7%, а годовая инфляция вряд ли будет менее 12%. Причем все это будет возможно только в случае, если в Украине сохранится относительно стабильная как макроэкономическая, так и политическая обстановка, в том числе Национальный банк сохранит свою независимость, платежный баланс будет позитивным, а прямые иностранные инвестиции будут иметь тенденцию к росту. Если же для украинского правительства в бюджетном процессе приоритетным останется популистский подход, национальную экономику в следующем году также ожидает тяжелое испытание и годовой 3-5% рост ВВП будет обеспечен не из-за улучшения ситуации в производстве, строительстве или торговле, а, главным образом, за счет высокой инфляции, которая превысит 15%. При этом реальный бюджетный дефицит составит не менее 10%. В следующем году очень большое давление как на валютный курс, так и в целом на макроэкономическую стабильность будет оказывать реализация договоренностей с МВФ по росту коммунальных платежей для населения (прежде всего на газ), которые к концу 2010 года должны вырасти как минимум в 2-2,5 раза от текущего уровня, а также проведению пенсионной, социальной и налоговой реформ. В текущем году, вплоть до мая месяца, правительство, в лице Минэкономики, заявляло, что украинская экономика развивается в штатном режиме, и в стране существуют необходимые предпосылки для выполнения базовых показателей бюджета 2009 года, в частности рост ВВП на уровне 0,4%, инфляция меньше 10%, а сбор налогов и сборов в госказну перевыполняется. Несмотря на то, что большинство экспертов настаивали еще в начале года, что оптимистического сценария в Украине в 2009 году не будет и уже по итогам первого квартала объективно присутствует огромное противоречие между бюджетными параметрами и реальным состоянием экономики, профильные экономические министерства (Минэкономики и Минфин) отказывались пересматривать макроэкономические и бюджетные показатели. Более того, после того, как экономика в первом квартале "сжалась" больше чем на 20%, правительством было принято решение бюджетную и статистическую информацию просто закрыть, чтобы о реальном экономическом положении дел в стране не знали, а значит и как можно меньше об этом говорили. Но отсутствие достоверной информации приводит к неправильным решениям, прежде всего, со стороны хозяйствующих субъектов. А хозяйствующие субъекты – это тот базис, который формирует стабильность в экономике и обеспечивает выполнение бюджета. И если хозяйствующие субъекты не обладают объективной информацией, тогда принимаются неправильные решения, предприятия проводят неэффективную операционную деятельность, становятся убыточными, а значит и не смогут наполнить бюджет запланированными тем же правительством налогами. В 2010 году, как бы действующему правительству ни хотелось, не удастся собрать налогов больше, чем в 2009 году, поскольку фискальное ведомство уже практически исчерпало все имеющиеся законные возможности по "выдавливанию" налогов. Продолжение же политики усиления налогового пресса со стороны украинских властей, наряду с существующими большими финансовыми проблемами на отечественных предприятиях и нестабильной ситуацией на товарных и сырьевых рынках, может довести экономику страны до коллапса. В итоге Украина может оказаться в состоянии экономической разрухи, когда денег можно будет напечатать сколько угодно много, но они уже не будут представлять никакой ценности для реальной экономики. Стоимость ресурсов – даже в гривне – в Украине остается неоправданно высокой на уровне 30% в год, что по меркам цивилизованного мира является ненормальной ставкой для успешного ведения бизнеса. Парадоксальным в данной ситуации является то, что правительство практически не стремится снизить стоимость ресурсов в стране. Напротив, Минфин активно занимает ресурсы на внутреннем рынке страны по ставке 20-25% годовых и даже выше, что вполне устраивает банки, которые при минимальных рисках охотно покупают ОВГЗ и совершенно не готовы кредитовать реальную экономику меньше, чем за 30% в год. За рубежом кредитные ставки на порядок ниже, что позволяет стимулировать как производство, так и потребление, обеспечивая экономический рост и благосостояние на долгосрочный период времени. Отсутствие же доступных по цене инвестиционных и кредитных средств в реальном сегменте экономике обрекает украинских товаропроизводителей терять свои рынки в конкурентной борьбе за потребителя. Украина, все годы независимости стремясь быть экспортоориентированной страной, в последнее время все больше становится импортозависимой. Несмотря на вполне объективную критику чрезмерной валютизации нашей экономики, Украина, из года в год отказываясь от масштабных отраслевых реформ, уже пришла к такому состоянию, что просто не может обходиться без импорта, поскольку не в состоянии производить необходимое количество качественной и конкурентной, по сравнению с иностранными товарами, продукции. Печальнее всего то, что в последние годы мы даже накормить себя самостоятельно не можем, хотя исторически считается, что Украина – страна с сильными аграрными ресурсами, способными прокормить не только своих граждан, но и всю Европу. На сегодняшний же день мы покупаем мясо в Польше, сахар и масло – в Беларуси, а фрукты и овощи, которые могли бы вполне производить и сами, завозим из Турции. Таким образом, Украина, ежегодно теряя свой производственный и конкурентный потенциал, постепенно становится внутренним рынком сбыта для сопредельных государств. Конечно, есть статьи критического импорта, без которых страна объективно не сможет обойтись в перспективе ближайших нескольких лет – такие как ядерное топливо, медикаменты, высокотехнологическое оборудование и т.д. Чтобы от этого отказаться, нужно либо направить собственные финансовые средства на организацию отечественного производства, либо создать все условия для инвесторов, чтобы они приходили в Украину со своими ресурсами и технологиями, а не бежали из нее. Однако для этого необходимо провести непопулярные структурные реформы не только в бюджетной среде и экономике, но, прежде всего, в государственном управлении, значительно снизив уровень коррупции в стране, тем самым создав хороший базис для значительного улучшения инвестиционного климата, ведь пока по привлекательности у инвесторов Украина остается в самом конце инвестиционного списка. В ближайшее время таких структурных изменений ожидать вряд ли стоит, поскольку они не проводились у нас даже в более успешные годы – когда производство и потребление росло, внешнеторговый баланс был позитивным, общественность была настроена на гражданские перемены, а инвесторы проявляли повышенную активность и были готовы развивать масштабные проекты у нас в стране. В ближайшие два года большинство государственных средств будут направлены на подготовку к проведению в Украине Евро-2012. Поэтому ни коммунальной, ни энергетической серьезной реформы в ближайших несколько лет не будет. Кроме того, у нас перманентные выборы, нам нужно понравиться избирателям. К сожалению, в последние годы в Украине главенствует демагогия, популизм, и те цифры, которые часто презентуют чиновники обществу, являются некорректными и неадекватными, что приводит к падению инвестиционной привлекательности страны, к растущему недоверию к представителям украинской власти, как внутри страны, так и за рубежом, и продуцируют другие серьезные проблемы общесистемного характера. На валютном рынке до конца года маловероятно, что курс на валютную пару гривня/доллар опустится ниже 7,5 грн./$. Вместе с тем, украинская экономика вряд ли сможет выдержать и валютный уровень свыше 9,5-10 грн./$ (большинство украинских заемщиков просто не смогут обслуживать свои валютные кредиты, если курс уйдет на уровень 9,5 грн./$ или выше). Поэтому наиболее реалистичный сценарий, после прошедшей в начале сентября пассивной девальвации гривни до уровня 9 грн./$, будет следующим: Национальный банк - вплоть до очередного транша МВФ, который планируется 15 ноября - будет проводить более активную регуляторную и интервенционную политику, чтобы удерживать курсовой диапазон в пределах 8,5-9,5 грн./$. или даже чуть ниже на уровне 8,0-9,0 грн./$. Если четвертый транш от МВФ Украина получит вовремя, то, вероятнее всего, до конца года гривня стабилизируется на уровне 8,5 грн./$ ("плюс"/"минус" 20-30 копеек). Если же МВФ проявит характер и будет настаивать на реализации правительством Украины большинства договоренностей, предусмотренных Меморандумом взаимодействия еще в текущем году (в частности, подорожание газа для населения на 20%), а правительство Ю.Тимошенко откажется проводить социально-бюджетную реформу до выборов, тогда гривня продолжит девальвировать. При этом ее уценка будет зависеть не только от текущего состояния платежного баланса, но и от успешности реализуемых к окончанию года антикризисных и антиинфляционных шагов правительства, а также девальвационных ожиданий населения и хозяйствующих субъектов. В случае, если кредитный транш от МВФ не поступит до конца текущего года, гривня под давлением объективных и субъективных причин действительно может подешеветь до двузначных чисел, но скорее всего, до такого положения дел финансовую ситуацию постараются не доводить ни украинские власти, ни МВФ, и гривня до конца года вряд ли превысит рубеж 10 грн./$. Кроме внутренних и внешних экономических девальвационных факторов, на возможность существенного обесценивания гривни в среднесрочной перспективе влияет и внешнеполитический фактор. В начале текущего года между правительствами Украины и России был подписан десятилетний контракт, в соответствии с которым, украинская сторона взяла на себя обязательства ежегодно выкупать у Газпрома не менее 40 млрд. кубометров природного газа. В нынешнем году, по сделанным уже заявлениям главы украинского правительства Ю. Тимошенко, наша страна сможет выкупить у России не более 33 млрд. кубометров газа. В такой ситуации Украина находится перед лицом достаточно серьезной и постоянной угрозы, что в случае каких-либо нелояльных действий со стороны украинских властей в отношении российской стороны, на повестку украино-российских отношений в очередной раз станут газовые противоречия, которые могут привести в том числе и к существенной девальвации гривни. Несмотря на то, что по заявлению украинского премьера, глава правительства Российской Федерации В. Путин пообещал не предъявлять официальные претензии, а следовательно и штрафные санкции, которые, согласно с условиями базового контракта, составляют 300% от суммы невыбранного Украиной газа, президент России Д. Медведев продолжает настаивать, чтобы "Газпром" неукоснительно исполнял условия подписанного в январе 2009 года газового контракта. Только по итогам текущего года, недобор 7 млрд. кубометров газа, даже без учета штрафных санкций со стороны России, может обойтись украинскому бюджету примерно в $2 млрд. (свыше 17 млрд. грн.), а в случае применения штрафных санкций превысит $5 млрд. (составит 40-50 млрд. гривень). Новый виток "газовой войны" может войти в практическую плоскость и перейти уже на экономический уровень, что приведет к катастрофическому бюджетному дефициту, который, с учетом его существующей несбалансированности, достигнет 100 млрд., а возможно и больше. Прагматический подход российской администрации в реализации своих политических и экономических интересов в Украине будет вынуждать украинские власти расплачиваться за импортируемый газ, расходуя золотовалютный резервы страны, которые и так изрядно истощены за последние два года и находятся под постоянным и пристальным контролем МВФ, который, в том числе под условие их дальнейшей сохранности, во многом и согласился выдать Украине кредит в $16,5 млрд. Если же валютные резервы страны правительство не захочет или не сможет использовать и будет дана команда включить печатный станок, украинская гривня по объективным причинам продолжит обесцениваться и вполне вероятно достаточно легко преодолеет психологический и одновременно критический для экономики рубеж в 10 грн./$, в частности если к эмиссионным факторам подключатся те же психологические девальвационные ожидания со стороны хозяйствующих субъектов и населения. Поэтому в среднесрочной перспективе (на период ближайшего года) говорить о каких либо серьезных предпосылках к существенному укреплению гривни (ниже уровня в 7,5 грн./$) - достаточно оптимистично. В случае, если среднегодовой курс в 2010 году будет находиться хотя бы на уровне 8-8,5 грн./$, а валютный рынок избежит резких курсовых всплесков в течение всего года, это уже станет очень существенным вкладом в нормализацию экономических процессов у нас в стране и создаст определенный базис для относительной среднесрочной макроэкономической стабильности, в том числе и производственного роста на перспективу. В сентябре на биржевом рынке Украины наблюдался активный ценовой рост, составив в среднем только по "голубым фишкам" около 20%. За период полугодичного роста цен на биржевые бумаги с марта текущего года украинские акции стали абсолютными мировыми лидерами по доходности, обеспечив рост индекса ПФТС с минимальных значений в марте к окончанию сентября почти на 188%, а индекса "Украинской биржи" - более чем на 212%. Тем не менее, волатильность на украинском биржевом рынке остается на очень высоком уровне, и до конца года у ликвидных украинских акций существуют практически равнозначные шансы измениться от текущих ценовых значений как вверх, так и вниз на 20-50%, а фондовым индикатором еще прибавить или уже потерять 15-30%. Сценарий по кардинальному изменению украинского ценового тренда в направлении падения станет особенно реальным, если на мировых биржевых рынках усилятся пессимистичные настроения, спекулянты начнут фиксировать прибыль, а фондовые индикаторы устремятся вниз. Оценивая возможности того или иного варианта развития событий можно предположить, что с 30% вероятностью ценовой рост на украинские ценные бумаги продолжится и в итоговый квартал года, в таком случае к окончанию 2009 года индекс ПФТС может превысить 700 индексных пунктов, а индекс "Украинской биржи" будет находиться выше 1700 индексных пунктов. С вероятностью в 30-40% возможна стабилизация цен на украинские бумаги на уже достигнутых уровнях. В таком случае фондовые индексы уйдут в ближайшие два-три месяца в боковой тренд внутри индексного диапазона по индексу ПФТС в 500-650 индексных пунктов, а по индексу "Украинской биржи" - 1200-1600 индексных пунктов. При возможной нисходящей коррекции мировых фондовых индикаторов, индексная корзина ПФТС, в зависимости от степени пессимизма и интенсивности продаж, будет стремиться к значениям в 400-450 индексных пунктов, а по индексу "Украинской биржи" уйдет на уровень поддержки в районе 1000 индексных пунктов. В целом до конца года я не ожидаю какого-то существенного роста торгового оборота на украинских биржах, и вряд ли среднедневные торги акциями совокупно по обеим биржам будут превышать 100 млн. грн.

Морква Олег Петрович,

Генеральный директор КУА "ИНЭКО-ИНВЕСТ"
 (голосов: 0)

Теги Экономика, кризис
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Другие новости по теме:
Информация:
Теги
Популярные новости
Пресс-релизы:
Немного рекламы
Наш опрос
Наши партнеры
Дизайн сайта