ТенденцияИдеи не пахнут?

автор: | 21 ноября 2008 | Просмотров: 1060
Партия без денег – это не более чем клуб по интересам. Поэтому вопрос финансирования партии является одним из ключевых для достижения цели любой настоящей партии – обретения власти. О том, какие способы финансирования идеологической (т.е. невождистской) партии являются наиболее приемлемыми в украинских реалиях, мы поговорим в данной статье.

Партия без денег – это не более чем клуб по интересам. Поэтому вопрос финансирования партии является одним из ключевых для достижения цели любой настоящей партии – обретения власти. О том, какие способы финансирования идеологической (т.е. невождистской) партии являются наиболее приемлемыми в украинских реалиях, мы поговорим в данной статье.

 

Любой партии деньги нужны на поддержание текущей деятельности. Но основная статья расходов партийного бюджета – предвыборные кампании. Источники и способы привлечения средств на эти два основных направления партийной деятельности, как правило, кардинально отличаются.

В Украине размер добровольного пожертвования в выборный фонд партии от одного донора   ограничен суммой 400 минимальных зарплат, что сейчас составляет 242 тыс. грн., и будет меняться пропорционально изменениям размера минимальной зарплаты. Однако выборный фонд может формироваться и за счет средств самой партии, а ограничения размера добровольных пожертвований в партийную кассу не установлены.

Поэтому размеры грантов непосредственно для партии не ограничены, при соблюдении требований к донорам, установленным ст.15 Закона «О политических партиях». Так, согласно этой статье, запрещено финансирование политпартий со стороны:

- органов госвласти и местного самоуправления (кроме случаев, установленных законом), государственными предприятиями и учреждениями;

- иностранными гражданами и организациями;

- благотворительными и религиозными организациями;

- анонимными лицами и лицами под псевдонимом.

Перечислим возможные источники финансирования партийной деятельности. В теории партии могут получать средства из следующих направлений:

- вступительные и членские взносы;

- хозяйственная деятельность;

- государственное финансирование;

- частное финансирование;

- институциональные пожертвования.

Первые два источника составляют самофинансирование политических партий, остальные три – стороннее финансирование. Собственные источники позволяют партии быть материально самостоятельной, а привлеченные, как правило, ставят партию в зависимость от пожеланий спонсоров.

 

«Ввнутренние» резервы

 

В современных реалиях (как украинских, так и зарубежных) ни одна партия не является финансово самостоятельной. Это объясняется рядом причин, основные из которых:

- утрата политическими партиями массового характера;

- стремление крупного капитала усилить влияние на государственный аппарат;

- огромные расходы на предвыборные кампании, которые невозможно покрыть из собственных источников.

Перечисленные причины способствовали падению роли членских взносов как основного источника финансирования партий. Наиболее долго этот источник оставался существенным в левых партиях, которые в отличие от ранее сложившихся парламентских партий не могли рассчитывать на поддержку крупного капитала.

Вновь возникающие партии, как правило, уже не рассчитывают на вступительные и членские взносы как источник финансирования. Следовательно, новым партиям, которые не желают терять несколько лет на привлечение в партию достаточного числа неофитов, необходимо изначально ориентироваться на внешние источники финансирования.

Однако нельзя и недооценивать данный источник: партвзносы являются хоть и небольшим, но постоянным источником дохода, способным при рачительном хозяйствовании обеспечить текущее функционирование партийных структур в межвыборный период. Кроме того, регулярность уплаты партвзносов дисциплинируюет рядовых партийцев и способствует правильному учету их числа.

Хозяйственная деятельность партий ограничена рамками закона: такая деятельность не может иметь целью получение дохода, поскольку политические партии являются неприбыльными организациями. Однако нет запрета на получение дивидендов от созданных партией дочерних предприятий: такие предприятия могут заниматься изданием партийной прессы, книг, изготовлением товаров с партийной символикой (значков, флагов, одежды), оказанием консалтинговых услуг и т.п.

 

Гримасы госфинансирования

 

Перейдем к внешним источникам поступления средств в партийные кассы. Большую роль в их наполнении может сыграть государственное финансирование политических партий. Само его существование вызывает, как правило, острые споры. Ведь средства госбюджета – это, по сути, средства налогоплательщиков. А избиратели, проголосовавшие за партию, проигравшую выборы, вряд ли согласятся с тем, что уплаченные ими налоги пойдут в кассу их более удачливого политического соперника.

К примеру, в Германии политические партии, представленные в бундестаге, финансируются из государственного бюджета в соответствии с распределением голосов на последних выборах. При этом сторонники политсил, которые не преодолели избирательный барьер, фактически выплачивают победителям контрибуцию в вида доли своих налогов.

Противоположная по смыслу система государственного финансирования сложилась в Великобритании: официальной парламентской оппозиции ежегодно выдается бюджетный грант  в размере нескольких миллионов фунтов на содержание ее парламентского аппарата и теневого кабинета министров.

Однако принцип государственного финансирования политических партий пропорционально (или обратно пропорционально) количеству полученных ними голосов плохо согласуется с принципом равенства исходных условий для субъектов избирательного процесса. Поэтому как принципы, так и сама идея государственных субсидий политическим партиям представляется весьма спорной. Кроме того, даже при наличии такого источника новые партии не смогут им воспользоваться ранее, чем пройдут в парламент, а для этого им, как правило, нужно приложить намного больше усилий, чем уже состоявшимся политическим «грандам».

Тем не менее, включение государств в финансирование политических партий в странах развитой демократии произошло достаточно давно – в 60-70-е годы ХХ в. Первой страной, которая ввела это в законодательном порядке, была ФРГ. Затем госфинансирование  в60-е годы было введено во Франции, Австрии, Швеции, Финляндии, Дании, а в 70-х годах - в Италии, Норвегии, Канаде и США.

Этот новый фактор привел к изменению избирательных стратегий партий, которые теперь, кроме всего прочего, стремятся соответствовать критериям, позволяющим получить максимальную финансовую поддержку государства.

Тем более, что во многих странах государство выделяет на финансирование партий далеко не символическую сумму.  Например, в Германии на эти цели государство расходовало 1 млрд. марок ежегодно. Некоторые современные партийные объединения на 80% зависят от государственного финансирования.

В Украине госфинансирование партий было введено еще в 2003 году специальным законом № 1349, однако его нормы были отменены Законом о госбюджете на 2008 год. Дальнейшая судьба данных норм пока неизвестна.

 

Подайте на идею

 

Перейдем теперь к наиболее спорному способу партийного финансирования – частным пожертвованиям спонсоров, физических и юридических лиц. Сразу отметим, что частные пожертвования членов партии следует отличать от вступительных (членских) взносов. Критерием отличия здесь является периодичность и размер взносов, которые устанавливаются внутренними партийными документами. Как правило, частные пожертвования членов партии нерегулярны, и по сумме значительно превышают вносимые ними партийные взносы.

Данный источник является основным в украинских реалиях, и имеет ярко выраженную коррупционную составляющую. В украинской политике пока что покупается все – голоса избирателей, проходные места в партийных предвыборных списках, решения органов представительской власти, и, нередко, целиком партии и блоки. Более того, анализируя отечественные политические реалии, неизбежно приходишь к выводу, что подобные коррупционные сделки являются основной целью существования большинства политических сил, какими бы лозунгами они не прикрывались.

Некоторые крупные корпорации выступают как спонсоры одновременно нескольких партий, стоящих на резко противоположных позициях. Данное обстоятельство чревато крайне негативными последствиями. Проявление этого наблюдается в нередких случаях единодушия в голосовании самых различных партий, чего, если верить их программам и декларируемым задачам, просто не могло быть.

Выходом из замкнутого круга постоянной зависимости от частных спонсоров может стать системность и массовость частных пожертвований. Примером такого подхода может стать президентская кампания Б.Обамы, когда были собраны огромные суммы благодаря большому количеству мелких СМС- и интернет-платежей. При этом каждый отдельный спонсор никак не может повлиять на принятие решений, поскольку его транш теряется в огромной массе ему подобных. Ключевыми моментами в подобной организации финансирования являются привлекательные для широких масс идеи и применение современных платежных систем.

Что касается крупных частных пожертвований, то они пока что преобладают в украинском политикуме. Для идеологической партии они могут представлять опасность, если взамен требуется выполнение условий, идущих вразрез с идеологией и программными установками партии.

С другой стороны, очевидно, что крупные пожертвования, как правило не предоставляются просто так, без каких-либо условий. В этой связи представляется логичным выбирать между двух зол:

- либо полный отказ от частных грантов больше какой-то определенной суммы, небольшой размер которой позволяет сохранить независимость от спонсора;

- либо принятие крупных пожертвований, но установление при этом открытых и четких пределов, за которые партия не может выходить при реализации пожеланий своих спонсоров.

В любом случае, зависимость идеологической партии от частных интересов – это верный путь на политическое кладбище, даже в украинских условиях.  Яркая иллюстрация данному тезису – «смерть» СПУ, случившаяся в результате согласия руководства формально партии участвовать  в правительстве, представляющем интересы крупного капитала. Как известно, «грант» в виде высоких должностей в итоге похоронил партию.

 

Как институт институту

 

Рассмотрим теперь так называемые институциональные пожертвования, которые осуществляют крупные неправительственные государственные организации (институты). К примеру, такие организации, как профсоюзы, оказывали существенную поддержку социал-демократическим, а также социалистическим партиям. Английские тред-юнионы, например, оказывали финансовую поддержку лейбористам. А финансовую поддержку правым партиям, как правило, оказывают разного рода союзы предпринимателей.

К сожалению, в украинских реалиях институциональное финансирование идет, в основном, со стороны организаций, представляющих  интересы крупного капитала. Причем нашей национальной особенностью является такой неприглядный факт, когда партии, позиционирующие себя как левые, не гнушаются принимать «пожертвования» от вполне правых «доноров», интересы которых прямо противоположны интересам «реципиентов».

А такие формально вполне левые неправительственные организации, как федерации профсоюзов, по укоренившейся еще с советских времен привычке реально никак не поддерживают левые силы, а ограничиваются громкими  декларативными заявлениями. Это играет на руку не наемным работникам, а их работодателям, имеющим противоположные интересы.

Тем не менее, серьезная финансовая поддержка партий со стороны близких по идеологии крупных общественных организаций представляется наиболее многообещающим в будущем способом финансирования партийной деятельности. Ведь при таком построении финансовых потоков сводится к минимуму коррупционная составляющая финансирования. К примеру, профсоюзы, финансируя близкие им левые партии, по идее продвигают этим не отдельные частные, а интересы больших групп наемных работников. А объемы финансирования со стороны крупных общественных институтов могут быть достаточными для проведения дорогостоящих предвыборных кампаний.

 

Выводы

 

Таким образом, перспективными направлениями финансирования идеологических партий на настоящем этапе является развитие внутренних источников финансирования, а также массовых, небольших по сумме, пожертвований при помощи современных технических средств, и налаживание устойчивых финансовых отношений с близкими по целям неполитическими общественными организациями. Бюджет партии, составленный из этих источников, может позволить обеспечивать как текущее функционирование партийных органов, так и сбор сумм, необходимых для ведения предвыборных кампаний. При этом обеспечивается достаточная независимость от влияния отдельных спонсоров, что позволяет партии идеологического типа без оглядки на частные интересы внедрять в реальность свои идеологические установки. Если при этом вдобавок обеспечивается адекватный учет и контроль поступления и расходования денежных средств, то партийные финансы могут стать мощным инструментом достижения партийных целей

 

Алексей Романов для "Политэ"

 (голосов: 0)

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Другие новости по теме:
Информация:
Теги
Популярные новости
Пресс-релизы:
Немного рекламы
Наш опрос
Наши партнеры
Дизайн сайта